Версия для слабовидящих Версия для
слабовидящих

Вы здесь

На Южном Урале настал кризис местной власти.

 В Челябинской области все чаще главы добровольно уходят в досрочную отставку. Некоторые эксперты говорят о системном управленческом кризисе на уровне малых поселений. Другие заявляют о неготовности их к руководящей работе, нежелании развивать свои муниципалитеты, недостатке финансирования и неумении зарабатывать. 
 Решения этой управленческой проблемы предлагают также самые разные: изменение законодательства, интенсификация работы с территориями региональной власти, обучение глав на спецкурсах и семинарах. Только за последнюю неделю дважды шла речь о возможной досрочной отставке глав муниципалитетов. Как стало известно, главе Измайловского сельского поселения Кизильского района Екатерине Шкабаро жители «вынесли недоверие». 4 сентября глава Измайловского уходит «по состоянию здоровья». И 29 августа выяснилось, что прокурор Челябинской области Александр Войтович предложил губернатору инициировать отставку главы Ашинского поселения. Два совершенно разных муниципалитета, но одни и те же проблемы, с которыми не справились главы, – дороги и ЖКХ.
 Всего в списке глав малых поселений, досрочно сложивших свои полномочия за последние полтора года, значится 21 фамилия (по данным теризбиркома). Президент ассоциации «Единение», глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин признает: у глав поселений есть проблемы, но все они решаемые – это ЖКХ, мусор, уборка улиц. «Многие идут на выборы, не понимая трудностей в работе, – считает Исрафиль Валишин. – Есть проблемы с финансированием: обещают и газ, и дороги, но ведь нереально все сразу поменять. Надо работать поэтапно. Я считаю, что на главу поселения должны идти те, кто пришли с производств. Другие просто кормят обещаниями». Собеседник считает, что учеба или курсы могли бы помочь молодым главам – выходцам из бизнеса. «А с теми, кто работал главным инженером или директором, мне с ними легко, понимают с полуслова», – говорит Валишин.
 Одной из главных проблем главы поселений традиционно называют недостаток бюджетных средств. «Для увеличения собственных бюджетов надо работать, привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места, заниматься этим в первую очередь, – раскрыл секрет успешного менеджмента глава Аргаяшского района. – Посмотрите, в Ишалинском поселении привлекли инвестора, построили заводы «Уралбройлер», «Рексам». Впрочем, Аргаяшский район в вопросе работы местной власти действительно выглядит неплохо: там создаются новые бизнес-проекты, как следствие – за последние годы нет глав поселков, кто бы досрочно ушел в отставку».
 Наиболее депрессивными выглядят Троицкий и Карталинский районы: в каждом из них по тем или иным причинам в отставку ушли по четыре главы. Руководитель межрегионального общественного фонда «Голос-Урал» Юрий Гурман говорит о системном кризисе на поселенческом уровне власти, потому что конституционной системы местного самоуправления не существует. «Десять лет существует 131-й федеральный закон, а местного, реального самоуправления нет, – считает эксперт. – В законах написано одно, в жизни – другое. Главы, которые оказались на этих должностях, – это заложники между населением и госвластью. Мы поменяли формацию государства, установили рыночные отношения, в бизнесе эта система работает, а в системе управления остались советские традиции. Попытка перекладывания ответственности приводит к тому, что заложником остается самый слабый уровень».
 Юрий Гурман приводит в пример отставку главы Яснопольского поселения Троицкого района Татьяны Алимкиной. «Это грамотнейший глава, юрист, – охарактеризовал ее Юрий Гурман. – Но замучилась из-за проверок ГОиЧС, проверок море, денег нет. Они бегают по судам, доказывают, что вопрос не местного значения».
 Впрочем, большую часть расходных обязательств берет на себя региональный бюджет, а не бюджеты муниципалитетов. «Основную нагрузку по обеспечению актуальных сегодня направлений – реализации указов президента, непредвиденных чрезвычайных расходов – несет региональный бюджет, – заявил «УралПолит.Ru» министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. – Поэтому основная задача глав муниципальных образований сегодня заключается в том, чтобы в текущем режиме грамотно управлять своими бюджетами. В частности, адекватно оценивать финансовые возможности и не раздувать расходы, а также максимально использовать возможности увеличения собственных доходов».
 Министр считает, что в целом финансовая ситуация в муниципалитетах области сегодня стабильная, – доходная база местных бюджетов менее зависима от экономической конъюнктуры. «Основным источником пополнения их казны является налог на доходы физических лиц, который, как известно, растет в результате осуществляемого повышения заработной платы в бюджетной сфере, – говорит министр. – Плюс ко всему не первый год продолжается процесс освобождения муниципалитетов от ряда полномочий с целью снижения их финансового бремени».
 По мнению руководителя управления по внутренней политике Виталия Шикова, говорить о каком-то системном кризисе пока не приходится. «Все главы уходят по разным причинам, – заявил он. – Кто-то не оценил собственные силы: пришел в главы с должности учителя физкультуры или работника котельной. Кого-то душат федеральные штрафы. А у кого-то не сложились отношения с главами районов или депутатами местных собраний. Мы проводим семинары, повышая грамотность глав. Последний такой семинар был на днях в Катав-Ивановском районе, рассказывали, как правильно составлять устав». Но грамотность глав, по мнению эксперта, пока оставляет желать лучшего. Нередки случаи, когда они уходят в добровольную отставку из-за нависшего уголовного дела. Самым ярким примером служит ситуация в поселке Баландино, где из-за проблем с законом лишились постов два последних главы.
 Выход из сложившейся ситуации Юрий Гурман видит в том, чтобы усилить финансовую самостоятельность поселений, в том числе путем исключения муниципальных районов из системы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности этих поселений. «Необходимо ограничить влияние районов на поселения и перейти к формированию представительных органов районов из числа представителей поселений, – считает он. – А в перспективе и вовсе перейти к одноуровневой системе местного самоуправления».

УралПолит.Ру