Версия для слабовидящих Версия для
слабовидящих

Вы здесь

История района в деталях

Дерево верности в селе Кулуево

Жили в селе Кулуево молодые парни, Такиулла Гиматов и Хасан Балтабаев. Дружили они с самого раннего детства. У них было много общего: оба с 1914 года рождения, учились вместе, работали вместе, в один год женились, почти одновременно у них родились дети: у Такиуллы сын, а у Хасана дочь. Их мужскую дружбу ничто не ослабляло, она крепла с каждым днем.

Ровно 74 года назад мужчины косили сено рядом с березовой рощей вблизи деревни. Работали весело, дружно, и были очень удивлены увидев председателя сельсовета направлявшегося к ним с каким-то листком в руке. Взволнованный председатель сообщил друзьям о том, что началась война и вручил им повестки.

Мужчины стали готовиться в длинную и долгую дорогу. Проходя по рощице остановились возле двух молоденьких березок растущих рядом друг с другом. И то ли в знак верности и дружбы, то ли загадав желания, они их переплели, а кулуевцы, говорят, связали гибкие стволы лесных красавиц. В тот же вечер они простились с родными навсегда. И опять сходство судеб: в 1942 году в семьи обоих мужчин с разницей в несколько месяцев пришли сообщения о том, что Такиулла Гиматов и Хасан Балтабаев пропали без вести.

А сплетенные березы росли. Что удивительно, в рощице в то время, да и после, можно было встретить много подобным образом сросшихся берез, но время не дало им право на долгий век.

Березы же Такиуллы и Хасана, 74 года переплетенные стволами, за десятилетия переплелись корнями. И это уже одно дерево с витым стволом. Это дерево – живой символ мужской дружбы, веры, верности, любви к Родине. Теперь у этого дерева есть имя – «АМАНАТ агасы» -Дерево верности.

По рассказам местных жителей Л. и А. Юмагужиных и Р. Валеевой.

Автор: Флорида Закариева

Идея, фото, редактура: Валентин Павленко

Более подробную информацию о данном месте, маршрут и координаты, а также советы при посещении от автора можно узнать в меню: «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГРУППЫ», в разделе: «Интересные места Челябинской области», «Дерево верности».

http://vk.cc/4699bD

 

 

История Селяева

Селяева — деревня в Аргаяшском районе Челябинской области. Входит в состав Камышевского сельского поселения.

Расположена в восточной части района, на берегу реки Зюзелки. Расстояние до районного центра, села Аргаяш, 22 км, до центра сельского поселения деревни Камышевка — 4 км.

Деревня основана в 1742 Селяем Юлдашевым (отсюда название). В 1763 была учтена в команде старшины Каратабынской волости тархана Ялтыра Таймасова. Расположена на берегу р. Зюзелки, выше и ниже по течению – пруды.

В годы коллективизации организован колхоз «Новый быт», которому принадлежало 1987 га земельных угодий, в т. ч. пашни — 969, лугов — 301, выгона — 190 га. В хозяйстве разводили скот, выращивали зерновые культуры. Имелись детские ясли, клуб. Впоследствии здесь располагалась бригада Камышевского отделения совхоза «Аргаяшский», работало на девяти прудах знаменитое Селяевское карповое хозяйство, продукция которого поставлялась всему региону.

Запись о переписи населения д. Селяево в 1816 г.  начиналась так: «1816 года августа 21-го дня Оренбургской губернии Челябинского уезда 5-го башкирского кантона команды старшины Рахматуллы Кушаева деревни Селяевой ревизская сказка». Сохранились такие данные: в деревне было 40 домохозяев (в 1811 г., во время предыдущей переписи, – 28), 91 человек мужского пола, 94 – женского. В ревизской записи первым указан Кушай Юмашев, как правило, перепись начиналась с «лучших людей» того времени. Обычно это были старшины, сотники. Их именами назывались деревни. В нашем случае записано: д. Селяева команды старшины Рахматуллы Кушаева, юртового старшины, жившего вместе с отцом.

Кто же тогда Селяй или Салай, в честь которого названа деревня? По рассказам аксакалов, Селяй ходил в работниках у отца Кушая – Юмаша. Юмаш с Селяем были почти ровесники, разница – год. Юмаш – 1738 г.р., Селяй – 1739 г. По легенде, богатый Юмаш в 1776 г. отправляет своего работника, крепкого 37-летнего Селяя Юлдашева и 17-летнего сына Кушая в губернский центр Оренбург, чтобы зарегистрировать имя Кушая в названии деревни. Ехали долго, верхом, останавливались, отдыхали, ночевали в попутных деревнях. Не доезжая Оренбурга, молодой, еще не окрепший юноша заболел. Уговорив его остаться в одном из селений, Селяй продолжает путь, дабы исполнить наказ хозяина.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В пути пришлось остановиться у одного веселого башкира на жайляу (летовке). Рассказал, куда едет, зачем, что оставил больного сына хозяина на полпути. А шутник и посоветовал нашему герою назваться в Оренбурге основателем деревни. Идея понравилась обоим, так Селяй и сделал. Получил свидетельство, на обратном пути забрал выздоровевшего Кушая. Вдвоем с важной бумагой на руках, довольные, с чувством исполненного долга примчались домой в Кушаево-Селяево.

Безграмотный Юмаш повертел листок в руках, положил в сундук как самую драгоценную вещь. Но рано или поздно тайна становится явью. Конечно, узнали об афере Селяя Юлдашева. Но поздно. Что написано пером – не вырубишь топором. Повторю: так гласит легенда. Селяй умер в 1812 г. в 73 года. Дата смерти Юмаша не установлена. Говорят, что были ссоры, даже драки, связанные с названием деревни. Но история об этом умалчивает. Прямых потомков Кушаевых в деревне нет. Зато есть потомки Селяя, но у них другие фамилии.

Вот такой исторический казус. Кстати, пожилые люди из Кузнецкого, Губернского, которые ездили через нашу деревню на лошадях, до сих пор называют ее Юмашево.

 

Фуат ЗАЙНУЛЛИН, краевед.

 

Барын-табынские вотчинники

Селяевские башкиры принадлежат к родам кара-табынцев и барын-табынцев – это восточная ветвь табынцев.

Она объединяет четыре рода: барын-табынцев, кара-табынцев, кубяляк-табынцев, теляу-табынцев и имеет около 140 родовых подразделений. На карте арабского географа Идриси XII века восточнее Волжской Булгарии обозначена страна Табуния. Майкы-бий заключил союз с Чингисханом и стал его военачальником. Заки Валиди Тоган указывает точную дату этого союза — 1207 год. По легенде, Майкы-бий впряг в телегу 9 биев, усадил Чингисхана, уселся рядом и так доехал до монгольской ставки. Чингисхан каждому из биев дал четыре вещи: тамгу, птицу, дерево и клич. Деревом табынцев стала лиственница, птицей — карагош, подорлик, кличем — Салават, а тамгой — гребенка. Табынское ханство разрушил до основания Тамерлан, и больше оно не возрождалось. Салават в переводе с арабского означает благословение.

Основатель деревни имел вотчинное право на эти земли, а его потомки служили в офицерских званиях. К примеру, сыновья Юмаша Кушай и Юшмакай, внук Рахматулла были не на рядовых должностях. Так, Рахматулла был зауряд-есаулом и юртовым старшиной. Вместе с Уразбаево, Ялтырово, Байрамгулово, Суряково и Илимбетово Селяево относилось к 5-му юрту 5-го кантона.

Барын-табынцы живут в Мавлютово и Кулуево. Кара-табынцы — в Абдырово (совместно с кукюргек), Акбашево (с ай), Бажикаево (с кукюргек), Байгазино (с ай), Биккулово (с барын, ай), Б. Исянгильдино (с барын), Б. и М. Куйсарино (с барын), Давлетбаево (с барын, ай), Илимбетово, Кузяшево (др. назв. Альмеево; с ай), Мавлютово (с барын), Н.-Соболево (с кукюргек), Селяево (Кушаево; с барын), Ст.-Соболево (Тикторзо; с кукюргек), Тугузбаево, Ялтырово (с барын), Яраткулово (Абдрахим, Нигмат, Салам; с барын).

Батыры рода Бикметовых

У отчего дома рода Бикметовых стоит необычный памятник.

Он посвящен защитникам Отечества. Пятеро сыновей Ишмурзы Бикметова воевали в Великую Отечественную войну. Старший Карим погиб в 1941-м. Вернувшиеся в родную деревню живыми четверо братьев возрождали страну.

Галимжан Ишмурзович был директором Селяевского рыбоводческого хозяйства, где трудилась вся деревня. Земляки до сих пор вспоминают его добрым словом, приводя в пример как ответственного профессионала, умелого организатора, всегда чутко относившегося к людям.

Благодаря ему Селяево жило в достатке, а советские времена сельчане вспоминают до сих пор.

Источник информации Аргаяш-Медиа  https://argayash.com/20190802-vot-moja-derevnja-selja..